Учимся у великих мастеров: классики фотографии XX века

Все мы слышали о великих фотографах, чьи имена вошли в историю, чьи работы стали примером наивысшего мастерства. Через свои шедевры они научили нас больше понимать и ценить мир вокруг, расширили привычные нам горизонты, помогли увидеть места, где мы никогда не были и прикоснуться к событиям, в которых мы никогда не участвовали.
Компания Virtual Land провела анализ жизни и творчества самых выдающихся фотографов-классиков, результатом которого стала данная статья.
Хотели бы вы в самом начале своего профессионального пути иметь наставника, уже достигшего апогея своего мастерства, имеющего богатый багаж знаний, навыков и опыта, человека, который направил бы вас в нужный момент, дал верные советы и рекомендации? В этой статье мы не на долго попробуем представить, что лучшие из мастеров фотографии XX века пришли, чтобы поделиться с нами парочкой своих приемов и секретов, а также вдохновить нас на достижение совершенства в своем деле.
У каждого из фотографов свой подход, однако всех их объединяют такие качества, как увлеченность, внимание к объектам своей съемки, вера в их целостность и неповторимость, и, конечно, любовь к своему делу.
«Какой бы ни был объект, для великой фотографии требуется одна фундаментальная вещь: чтобы фотограф – полностью осознающий важность происходящего, умелый и должным образом экипированный для получения этого снимка – был в ответственный момент на месте.»
Том Энг, «Фотография: полная энциклопедия»
Используя опыт профессионалов фотографического искусства в сочетании с собственными исследованиями и находками, мы, несомненно, можем вознести свое мастерство на новый уровень.
Анри Картье-Брессон (1908 – 2004 гг.) – легендарный французский фотограф, без которого невозможно представить фотоискусство XX века, отец фотожурналистики. Брессона называют легендой уличной фотографии, так как именно он стоит у истоков этого жанра. Рассмотрим несколько советов от мастера, которые актуальны и сегодня.

1. Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра
Одной из главных особенностей творчества Анри Картье-Брессона всегда оставалась его способность к удивительно точному композиционному построению кадра:
«Сущностью фотографии для меня являются линии предметов. Содержание снимка должно быть постоянной заботой фотографа.»
Анри Картье-Брессон

Многие его фотографии обрамлены так называемыми «естественными» рамками. Такая многоплановость — один из признаков хорошего и удачного кадра:
«Ваш глаз должен видеть композицию кадра, ту, что предлагает вам сама жизнь», - говорил Брессон.


2. Помните, что фотограф важнее фотоаппарата
В процессе создания объектов фотографического искусства Анри Брессон главную роль отдавал эмоционально-чувственной составляющей и человеческому фактору, нежели технике, считая, что именно автор через свое внутренне состояние наделяет фотографию ее очарованием и смыслом:
«Это иллюзия, что снимки сделаны при помощи фотоаппарата. Они созданы при помощи глаз, руки и сердца.»
Анри Картье-Брессон

3. Познавайте мир и больше путешествуйте
Анри Картье-Брессон был уверен, что знакомство с новыми культурами и общение с представителями других народов заряжает фотографа творческим вдохновением и расширяет границы мировоззрения:
«Я верю, что с открытием окружающего мира происходит открытие самого себя.»
Он был первым иностранным фотографом, которого допустили снимать в СCCР после начала «оттепели».

4. Фокусируйте внимание на мелочах
Внимание к деталям было одним из основных качеств фотографа, о чем свидетельствуют его слова:
«В фотографии самая маленькая вещь может стать главным объектом.»

5. Воспринимайте мир, как художник
Анри Картье-Брессон получил образование художника и графика, что сыграло не последнюю роль в формировании его выдающегося вкуса и чувства композиции. Все правила создания картины и рисунка мастер перенёс в фотографию. Он часто сравнивает кадр с картиной:
«Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание.»

6. Не делайте кадрирование готового снимка
Фотограф был уверен, что композиция может быть построена только один раз – при съемке.
«Фотография хороша или плоха с момента ее попадания в камеру», - говорил он.

7. Стремитесь к новым вершинам
Анри Брессон никогда не зацикливался на успехах своих работ и не возводил их в предмет собственной гордости. Классик был уверен, что самодовольство тормозит развитие творческого человека.
Не зря он повторял: «Твои первые 10 000 снимков — худшие.»

8. Будьте терпеливы, работайте «мягко»
Современники отмечали, что Анри Брессон всегда был очень последовательным и спокойным. При съёмке на улице он мог неторопливо дожидаться момента:
«Случается иногда, что ты, неудовлетворенный, застываешь на месте, ожидая момента, а развязка наступает внезапно, и, вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата».
Анри Картье-Брессон

9. Научитесь чувствовать подходящий момент для снимка
Фотограф известен тем, что старался снимать любую сцену в момент достижения наивысшего эмоционального напряжения, которое он называл «Решающим моментом», именно так впоследствии будет называться его книга о фотографии (The Decisive Moment).
«Для меня фотография — моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию.»
Анри Картье-Брессон


10. Не стремитесь сделать как можно больше кадров
Фотограф считал, чтобы не потерять вкус к фотографии, нужно ценить каждый сделанный кадр, стремиться не за количеством, а за качеством, развивать интуицию и наблюдательность, чтобы одним кадром попасть в самую суть.
«Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму», - приводил сравнение мастер.

Эрнст Хаас (1921-1986 гг.) – известный американский фотожурналист и фотохудожник родом из Австрии. Один из величайших мастеров XX века, стоявший у истоков цветной фотографии и внесший огромный вклад в ее развитие. Эрнст известен своим новаторством и тягой к экспериментам. Его умение взаимодействовать с цветом и светом рождало настоящие произведения искусства, фотографии, граничащие с абстракциями. Через свое художественное видение фотограф смог привнести искусство в репортажную съемку. Приведем несколько рекомендаций от профессионала своего дела.

1. Учитесь наблюдать красоту вокруг
Эрнст утверждал, что настоящий мастер должен уметь видеть красоту и с помощью средств фототехники показывать ее людям:
«Я наблюдаю, как красота рисует саму себя. Когда этот процесс достигает своей кульминации, я делаю снимок.»
Эрнст Хаас


2. Всегда верьте в собственные силы
Эрнст Хаас был уверен: «Все ограничения находятся внутри нас самих, поскольку то, что мы видим, – это то, чем мы являемся.»
Своим студентам Хаас постоянно повторял, что не так важен фотоаппарат, используемый для съемки, как умение видеть кадр. Он не был почитателем какой-то определенной марки техники, заверяя, что любой аппарат может зафиксировать увиденное:
«Не имеет ни малейшего значения, какой фотоаппарат вы используете. Любой из них может зафиксировать то, что вы видите. Но вы должны видеть», - утверждал учитель.

3. Не бойтесь экспериментов
Он любил экспериментировать. Независимо от того, что фотографировал мастер, он всегда старался придумать что-то интересное, оригинальное и совершенно необычное. Он часто использовал отражения, контровое освещение, съемку из-за прозрачных объектов. Многие методы, такие как малая глубина резкости и размытость движения на длинной выдержке были виртуозно представлены в работах Эрнста. Они делали его снимки шедеврами, так как фотограф буквально фиксировал жизнь в динамике:
«Преобразование объекта в фотографию – это превращение его в то, что вы хотите видеть».
Эрнст Хаас



4. Работайте с чувствами и эмоциями
Главным в своём творчестве Эрнст Хаас считал объединение поэзии и художественной эстетики в фотографии. И это ему удавалось: в его работах поэзия будто приобретает более зримые черты, а визуальные образы выходят за рамки привычной реальности.
Мастер любил повторять, что фотография стала для него универсальным языком, на котором он пишет прозу и поэзию:
«Уточняйте собственные чувства через великих мастеров музыки, живописи и поэзии.»



5. Не останавливайтесь на достигнутом
«Не останавливайтесь... остановка означает смерть вдохновения.»
Во время жизни в Нью-Йорке Хаас сделал удивительные циклы фотографий, которые стали настоящими символами города.
«Этот город никогда не стоит на месте, он все время меняется. Это даёт массу возможностей увидеть и запечатлеть что-то новое в старом», — говорил Хаас.

6. Активно используйте цвет и свет в фотосъемке
Именно Хаас стал интерпретировать цвет, как главный объект фотосъёмки и впервые заснял в цвете динамичные сцены.
«Цвет – это радость», — любил говорить Хаас.
В своих абстрактных работах в цвете он подчеркивал все особенности этого жанра: контрастность, многоплановость, акценты на деталях. Неслучайно про фотографа говорили, что он сделал «само ощущение цвета объектом изображения».



Марк Рибу (1923 – 2016 гг.)
– легендарный французский фотограф, классик документальной фотографии. Анри Картье-Брессон характеризовал Марка Рибу, как «прирождённого геометра, у которого глаз, как компас». Многие снимки фотографа стали иллюстрациями к учебникам по фотожурналистике. Шестьдесят лет через объектив французского фотографа весь мир следил за самыми важными событиями того времени. Чтобы прикоснуться чуть ближе к творчеству мастера, рассмотрим некоторые принципы, которым он следовал в своей работе.

1. Будьте скромными и всегда стремитесь к лучшему результату
О своей работе Марк Рибу говорил: «Я фотографирую так, как музыкант обычно напевает себе под нос».
Всемирная слава пришла к фотографу, когда американский журнал Life опубликовал его фото — «Маляр на Эйфелевой башне» (Peintre de la Tour Eiffel).
«Кажется он сохраняет равновесие только потому, что держится за кисть», — говорил фотограф, скромно отмечая: «В этой фотографии нет никакой моей заслуги. Если не считать заслугой то, что я поднялся пешком по винтовой лестнице Эйфелевой башни».

2. Снимайте легко и свободно
Фотография с изображением маляра, который беззаботно красит конструкцию Эйфелевой башни, стала визитной карточкой фотографа. Взгляд героя мечтателен и задумчив, а далеко внизу, в туманной дымке, проступают очертания парижских улочек.

Впоследствии Рибу говорил, что в момент создания снимка маляр "был очень весел и работал в свое удовольствие, напевая песенку себе под нос", а также отмечал, что и фотографу следует работать так же – легко и свободно.

3. Будьте наблюдательны и терпеливы, но в то же время общительны и энергичны
Главным в работе фотографа Рибу считал терпение:
«Чтобы сделать хороший снимок, нужно “потерять” немало времени. Нужно уметь возвращаться назад, иногда заводить дружбу с теми, кто перед тобой. Иногда нужно побегать», — говорил мастер.
Во время создания одной из своих самых запоминающихся фотографий «Девушка с цветком» Рибу присутствовал на демонстрации с 5 утра. Ее участников сдерживало солдатское оцепление, направившее на толпу автоматы с примкнутыми штыками. В какой-то момент «к военным подошла девушка и заговорила с ними, держа в руке цветок», - рассказывал Марк Рибу. Эта фотография облетела весь мир, став символом пацифизма.

По его словам, «фотография — дело случая», она требует «работы, энергичности (…) и немного терпения».
4. Ищите то, что подходит именно вам
Всю жизнь Марк Рибу был верен старой доброй фотографической технике и классической фотопленке, преимущественно снимая все в черно-белых тонах. Однако это не делает его кадры скучными, а наоборот, вызывает восхищение тем, как мастерски автор использует тон для выделения плановости в своих работах.
«Цифровую фотографию я попробовал лишь один раз, потратив на это полдня», — рассказал классик.

5. Учитесь видеть и замечать
Марк Рибу был уверен: «Смотреть и видеть – это разные вещи».
Поэтому он виртуозно примечал такие особенности окружающего мира, которые в глазах других зачастую оставались незамеченными. Случайные движения, взгляды, позы. У Рибу был удивительный талант: его снимки выхватывают из окружающей действительности самую суть, которая невероятно оживляет их.

6. Однако сами оставайтесь незамеченными
Марк Рибу – «скромный» фотограф, который ищет прибежища за объективом своей камеры: он желает видеть, не будучи увиденным.
Сам мастер говорил: «Я разрывался между страхом слишком приблизиться к людям, но что-то иное заставляло меня подойти ближе, чтобы присмотреться».

7. Развивайте любовь к красоте и делитесь ей с окружающими
«Марк любил смотреть и наблюдать, а также делиться своей любовью к этим занятиям», - говорит жена и муза фотографа Катрин Шэн Рибу, отмечая его чувство вкуса, юмора и любовь к красоте.

"Меня всегда больше трогала красота, чем насилие и уродство. Огромное счастье – уметь замечать порядок в мировом беспорядке, находить рифмы и ритмы через видоискатель фотоаппарата".
Марк Рибу
8. Старайтесь передать дух места и времени
В своих работах Марку Рибу удалось передать неповторимый дух, эмоциональный и чувственный мир, которые олицетворяли эпоху, ушедшую в прошлое. Фотограф создавал великолепные портреты, городские и природные пейзажи, жанровые снимки, отличающиеся совершенством в построении композиции. Снимки Марка Рибу показывают зрителю подробную картину жизни обыкновенного человека в окружающей его действительности.

9. Наслаждайтесь процессом фотосъемки и самой жизнью
«Фотографировать – значит наслаждаться жизнью, каждую сотую долю секунды»
Марк Рибу

Автор текста: архитектор и фотограф, Алексеева Екатерина.
Используемая литература:
- Том Энг. Фотография: полная энциклопедия/Т. Энг; пер.с.анг. Е. Швецова, ред.пер. А. Мец. – Москва: Астрель. – 344 с.
- Анри Картье-Брессон: 10 советов от классика фотографии [Электронный ресурс]. – электрон. журн. – Режим доступа: https://rosphoto.com/vdohnovenie/bresson-975
- 3. Павел Никифоров. Анри Картье-Брессон – легенда уличной фотографии [Электронный ресурс]/П. Никифоров. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://losko.ru/henri-cartier-bresson-biography/
- Эрнст Хаас: Экспериментальный художник [Электронный ресурс]. – электрон. журн. – Режим доступа: https://rosphoto.com/portfolio/ernst_haas-1768
- Фотографии: http://ernst-haas.com/homepage/
- Пионер Цветной фотографии Эрнст Хаас [Электронный ресурс]. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cameralabs.org/9045-pioner-tsvetnoj-fotografii-ernst-khaas
- Анна Теплицкая. Французский юмор в черно-белой гамме: путеводитель по выставке Марка Рибу [Электронный ресурс]/А.Теплицкая. – информац. портал – Москва: [б.и.], 2014. – Режим доступа: https://www.m24.ru/articles/vystavki/19122014/62754
- Великие события и простые люди в объективе гения репортажной съёмки Марка Рибу [Электронный ресурс]. – электрон. журн. – Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/150619/43396/
- Дмитрий Гусев. Скончался классик фотографии XX века Марк Рибу [Электронный ресурс]/ Д. Гусев. – информац. портал. – Режим доступа: https://www.rfi.fr/ru/stil-zhizni/20160831-skonchalsya-klassik-fotografii-xx-veka-mark-ribu
- Фотограф Марк Рибу [Электронный ресурс]. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.takefoto.ru/articles/fotografyi/1760_fotograf_mark_ribu_Marc_Riboud