Учимся у великих мастеров: гении архитектурной фотографии XX века

В продолжение разговора о выдающихся мастерах фотоискусства XX века и принципах, которым они следовали для достижения наилучших результатов и благодаря которым их работы стали мировыми шедеврами, рассмотрим представителей такого отдельного жанра, как архитектурная фотография, а также дадим еще несколько советов от профессионалов.
Наум Грановский (1910-1984) – выдающийся советский фотограф, которого называли «фотолетописцем» Москвы и главным архитектурным фотографом СССР. Его фотографии отражают произошедшие изменения в облике столицы за более чем полувековой период. Одной из важных задач издательства изобразительных искусств «Изогиз», где работал мастер, было показать растущую и процветающую страну и ее города, поэтому съемка архитектуры и нового строительства была в приоритете. Рассмотрим методы фотосъемки, которые применял мастер для достижения наилучшего результата в своих работах.

1. Планируйте и продумывайте фотосъемку заранее
«Я производил съемку Москвы по точно разработанному плану-сценарию, в котором были указаны объекты съемки, время съемки, точки съемки. Все данные были разработаны в результате длительных предварительных наблюдений», - делится фотограф.


2. Найдите собственный почерк и приемы для фотосъемки
К концу 1940-х годов в снимках Грановского закрепляются узнаваемые черты и приемы: глубокая перспектива, академически строгое построение композиции, точно найденный зрительный центр, правильно выбранное освещение объектов, эмоциональная сдержанность — во всем этом также
чувствуется тщательная предварительная подготовка к съемке.

3. Ищите высокие точки съемки
Грановский работал с огромным энтузиазмом, создавая лучшие образцы классической фотографии и очень любил верхние точки съемок. Коллеги смеялись:
«Нет ни одной крыши в Москве, которую не облазил Грановский.»



4. Выбирайте время суток с наилучшим освещением объекта съемки
«Я еду на съемку с тем, чтобы быть на месте в точно предусмотренный планом час, так как этот час —наилучший по освещению намеченного объекта... Боковой скользящий свет дает наиболее выигрышную игру светотеней, выявляя архитектурные особенности зданий...»
Наум Грановский


5. Старайтесь передать дух времени
Наум Грановский - фотограф своей эпохи. Это подтверждается и стилем, и выбором объектов для съемки, и отображением духа времени через детали городского быта, людей. Своего апогея творчество Наума Грановского достигло в 50-60-е годы XX века - время грандиозного строительства Москвы. Столица на его фотографиях монументальна, величественна и масштабна.
Именно в это время фотограф создает свои лучшие фотографии: серию фотографий «Строительство московских высоток», «Голуби у Моссовета», «Три моста» и др.


6. Используйте широкоугольный объектив
Грановский о съемке Крымского моста, из книги «Записки фоторепортеров», 1939 год:
«Крымский мост — один из красивейших новых мостов Москвы. Эта съемка оказалась особенно трудной. Мне хотелось показать это сооружение во всей его величественной красоте. Применяя при съемке широкоугольный объектив, я добился удачного композиционного разрешения темы...»

7. Не спешите
Валерий Христофоров, ученик Грановского, вспоминает, что учитель всегда ему говорил:
«Когда торопишься, никогда не спеши». Всегда обдумай, всегда сделай все аккуратно.»

8. Исследуйте место для съемки
Наум Грановский великолепно знал город и то, как солнце освещает Москву. Он знал, в какой район надо ехать во второй половине дня, а в какой — рано утром. Он рисовал схему Москвы и говорил:
«Этот дом расположен здесь. Сейчас солнце светит на него так. Поэтому если мы приедем в два часа дня, то солнце будет светить как раз, как нам надо».

Эзра Столлер (1915-2004 гг.)
– один из самых знаменитых архитектурных фотографов XX века мирового масштаба. По мнению некоторых критиков, он оказал не меньшее влияние на развитие современной архитектуры, чем создатели тех объектов, которые он запечатлел на своих фотографиях. Знаменитые на весь мир архитекторы — Фрэнк Ллойд Райт, Шарль Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ, Алвар Аалто, Эро Сааринен, Ричард Майер и многие другие «не считали свои строения законченными пока они не Столлерграфированы».

Эзра учился на архитектора, однако его так сильно увлекла архитектурная фотография, что он решил реализовать себя именно в этой сфере. Его фотографии штаб-квартиры ООН, Музея Гуггенхайма, Музея Уитни, небоскребов Манхэттена, аэропорта имени Джона Кеннеди не раз использовались в рекламе, учебниках, на афишах и печатались в самых популярных журналах. Если бы фотограф делился с нами своим опытом, скорее всего, он бы дал следующие советы и рекомендации.
1. Работайте со светотенью и прорисовывайте детали
За редким исключением Столлер, которого критики называли «гением светотени», работал в области черно-белой фотографии. Как правило, его снимки были резкими по всей площади кадра, с четко прорисованными деталями от переднего плана до линии горизонта.


2. Имейте свое собственное видение
Столлеризировано (Stollerized) — так архитекторы между собой называли архитектуру, попавшую в объектив Эзры.
«Американский автор второй половины ХХ века, Столлер, не просто снял все выдающиеся памятники американского модернизма, он выработал свой метод и каноны архитектурной фотографии», — говорит Наталья Григорьева-Литвинская, основатель Центра фотографии имени братьев
Люмьер.

3. Добивайтесь порядка в кадре
Фотографии, по мнению Столлера, должны были отвечать принципам новой архитектуры.
«У Эзры были свои представления о честности фотографии, хотя я думаю, что его работы точнее было бы назвать идеальными, чем честными. Идеальный порядок на снимках был важен для него. Там никогда не видно мусора на улице или избытка транспорта; людей ровно столько, сколько нужно, чтобы обозначить размер и назначение здания; всегда
светит солнце», - рассказывает дочь фотографа, Эрика.

4. Создавайте рассказ об объекте
Второй важный для Эзры момент — все фотографии в серии должны быть выстроены в определенном порядке. Первый снимок вводит зрителя внутрь пространства, a угол каждого следующего фото связан с предыдущим, помогая зрителю передвигаться по пространству. Либо Столлер создавал серии по схеме: вход, осмотр, продвижение вперед. Он считал своим профессиональным долгом представлять серию, так как один снимок — только часть истории.



5. Используйте контровой свет
Эзра рассказывал, как отправился в город Расин в Висконсине в 1950 году, чтобы снимать штаб-квартиру компании «Джонсон Вакс» Фрэнка Ллойда Райта, и долго бродил вокруг башни, не понимая, как ее фотографировать. Потом он догадался, что здание полупрозрачное и должно давать контровой свет. Он встал рано утром и снял башню во время восхода солнца — так появился один из самых известных кадров Эзры Столлера.

Стеклянные здания, запечатленные при контровом свете, стали его фирменным знаком. Он фотографировал так фойе, открытые стоянки, небоскребы, офисы.


6. Старайтесь раскрыть сильные стороны архитектурного объекта, передать его структуру и замысел
Пожалуй, одной из его самых любимых была фотография внутреннего дворика Института биологических исследований Солка в Сан-Диего. Для снимка Столлер нашел удачный ракурс, которой включал в себя перспективы с несколькими точками схода. Сложная структура объекта была передана просто. Донести принципы, положенные в основу проекта, сделать их доступными и ясными было для Эзры Столлера главным.

Уильям С. Саундерс, автор книги «Современная архитектура: Фотографии Эзра Столлер» (Abrams, 1990):
«У него было довольно глубокое виденье сильных сторон современной архитектуры: простота, пропорции, баланс. Он посвятил себя изображению зданий в наилучшем возможном виде.»

7. Готовьтесь к съемке заранее, исследуйте окружающее пространство
Обычно Эзра Столлер начинал свою работу с обхода здания. Он отмечал на плане точки, с которых открывался наилучший вид и ракурсы, делал пометки об освещении, о времени, когда освещение бывает оптимальным.
«Фотография — это продукт пространства, света и текстуры. Но самый важный элемент — это время. Та самая наносекунда, когда пространство рисует себя на матовом стекле.»
Эзра Столлер
Фотограф мог несколько дней ожидать этой наносекунды, когда смесь освещения и пространства достигнет совершенства.
«Раньше архитекторы нанимали фотографов, говорили, что и как нужно сфотографировать, а те шли и делали, как было сказано. Со мной архитекторам было трудно. Мало кто из них мог дождаться, пока я сделаю снимок», — рассказывал Столлер.

8. Старайтесь сразу сделать снимок качественным и законченным
Тщательность в подготовке каждого своего кадра можно объяснить тем, что Эзра Столлер принципиально никогда не занимался постобработкой своих фотографий.
«Я редактирую фотографии до нажатия на кнопку», — говорил фотограф.

9. Оживляйте свои фотографии элементами окружающей среды
Столлер стремился не просто «хорошо сфотографировать здание». Помимо этого, он старался ещё и оживить каждый свой снимок элементами, которые не имеют никакого отношения к архитектуре — автомобилями, растениями, фигурами людей. Подобное оживление кадра хорошо может проиллюстрировать фотография Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, где на переднем плане расположен автомобиль и ветви дерева, на среднем плане — две спешащие по своим делам монахини, а здание музея — на заднем плане.


10. Много работайте, постоянно совершенствуя свои навыки
Эзра Столлер занимался любимым делом более 50 лет и все эти годы был необычайно востребован. Он стал первым фотографом, удостоенным золотой медали Американского института архитектуры за «формирование нашего восприятия современной архитектуры». Несмотря на международную славу, Столлер не считал себя очень талантливым:
«Я просто очень много работаю» — раскрывал фотограф секрет своего успеха.

Люсьен Эрве (1910 – 2007) – французский фотограф венгерского происхождения, который внес бесценный вклад в развитие архитектурной фотографии. Он стал свидетелем практически всего XX века и прошёл через него — с камерой в руках. Люсьен Эрве — это псевдоним, который пришлось взять в 1941 году, когда фотограф был арестован гестапо и бежал из лагеря. Настоящее его имя — Ласло Элкан. За свою профессиональную деятельность он побывал в США, Азии, Греции, объехал Латинскую Америку и часть Африки. В 2004 году в возрасте 94 лет Эрве учредил премию для молодых профессиональных фотографов, которая сейчас вручается каждые два года.

Его фотоработы, отличающиеся особой передачей структуры, формы и объема, прежде всего связаны с именем архитектора Ле Корбюзье, с которым фотограф работал долгие годы. Рассмотрим наиболее интересные примеры его творчества и вдохновимся несколькими советами от мастера.

На фото архитектор Ле Корбюзье и его Модулор.
1. Ищите светотеневой контраст. Обращайте внимание на формы, которые рисуют тени
Люсьена Эрве называют мастером света и тени. Использование данного принципа стало визитной карточкой фотографа и абсолютно точно соответствовало новым веяниям в архитектуре того периода.

Под влиянием течения Баухауз во второй половине XX века большое значение в архитектуре уделяется взаимодействию света и пространства. Именно такая игра формы, света и тени нашла отражение в фотографиях Люсьена Эрве.


2. Старайтесь уловить и передать замысел архитектора в своих фотоработах
На каждой фотографии Люсьена Эрве на передний план выходит замысел архитектора. Фотограф невероятно тонко передает архитектурное пространство и объемно-структурные особенности здания. Неважно, рассматриваем ли мы муниципальное здание в Индии, жилой комплекс в Берлине или офис в Париже, первым делом мы замечаем, как свет и пространство, взаимодействуя друг с другом, по-новому раскрывают форму архитектурного произведения.
Ле Корбюзье говорил, что Эрве — фотограф с душой архитектора.



3. Погружайте зрителя в изображаемое пространство
Фотографии Эрве не просто сообщают практическую информацию о монументальных творениях, преобразивших архитектурный мир, их форме и размерах, но и дают некое ощущение реальности, переносят зрителя в это пространство, заставляют почувствовать наполняющую его силу света — зритель словно сам прогуливается по комнатам и коридорам, осматриваясь и меняя угол зрения. Оливер Бир, автор книги «Люсьен Эвре: построение образов» (Lucien Herve: Building Images) сказал:
«Эрве обращался к своим объектам не просто, чтобы запечатлеть здание, которое его отправили снимать, но скорее для того, чтобы передать ощущение пространства, текстуры и структуры.»


4. Используйте принципы Минимализма в своих работах
Простота, внимание к фактурам и деталям – все это стало частью эстетики, которую Эрве передавал через свои фотографии.



5. Не бойтесь мыслить абстракциями
Люсьен Эрве считал фотографию инструментом, «позволяющим менять реальность» и успешно этим пользовался. Он мог увидеть в монументальном здании нечто невесомое и абстрактное, поймать неочевидную геометрию фасада, показать здание под новым, неожиданным углом. Эрве придавал особое внимание пластичности фотографий, ему нравилось, что их можно повесить вверх ногами и они не станут бессмысленными.


6. Работайте с композицией. Уделяйте внимание геометрической составляющей снимка, четким линиям, а также свободному пространству в кадре.
Ранее мы уже рассматривали подход, при котором фотографы изначально, в момент создания кадра, стремились выстраивать итоговую композицию. Люсьен Эрве, наоборот, очень кропотливо обрезал кадры для того, чтобы линии смотрелись наиболее выразительно, появлялось свободное пространство, определялась четкая светотень и появлялся характер в фотографии.
На вопрос о том, как он стал фотографом, Эрве отвечал: «С ножницами в руках.»

7. Перестаньте следовать привычным догмам и правилам и доверитесь собственному видению
Эрве изменил подход к архитектурной фотографии, возвел ее в рамки искусства и вывел на новый уровень. Благодаря Эрве кадры с фронтальным видом перестали быть единственно возможной точкой зрения на объект. Чтобы передать характер и стиль здания, он часто показывал отдельные элементы, обращая внимание на свободное пространство, исследуя тени и создаваемую ими геометрию.


8. Смотрите на архитектуру сквозь призму фотографии и наоборот
Эрве считал, что архитекторы должны в обязательном порядке обучаться мастерству фотографа. Так как это позволит им изменить подход к проектированию, заранее увидеть проблемы и ошибки. Мы же можем предположить и обратную взаимосвязь: чтобы создавать качественные архитектурные фотографии, нужно также хорошо разбираться в архитектуре в целом. Таким образом, архитектурная фотография позволяет увидеть одно искусство сквозь призму другого.


На фотографии архитектор Ле Корбюзье
Мы познакомились с выдающимися фотографами XX века, лучшими профессионалами своего дела. У каждого из них было свое особое видение прекрасного и собственный индивидуальный подход к фотографии, который красной нитью прослеживается через все их творчество. Однако во всем многообразии техник и взглядов мы увидели и много общего, это те методы, которые стали уже практически канонами фотоискусства и используются фотографами всего мира и по сей день.
Мы говорили о работе с цветом и светотеневым контрастом, о грамотном построении композиции, о наличии у кадра визуального центра и границ, а, главное, мы наглядно увидели применение всех техник и советов на примере шедевров мирового фотоискусства. Однако у лучших фотографов мы учимся не только техническим моментам, например, как выбрать лучшие ракурсы, но и более тонким аспектам мастерства, например тому, как выражать себя через фотографию, как стать более уверенными в своих силах, и главное, как сделать фотографию действительно запоминающейся, запечатлеть на ней саму жизнь, всю суть настоящего момента и сделать ее частью истории.
Автор статьи: архитектор и фотограф, Алексеева Екатерина.
Используемая литература:
- Грановский Наум (1910-1984) [Электронный ресурс]/Центр фотографии имени братьев Люмьер. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.lumiere.ru/gallery/photographers/id-12/
- Грановский Наум (1910-1984) [Электронный ресурс]/Галерея имени братьев Люмьер. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://lumierephoto.ru/authors/naum-granovskij/?info=yes
- «Город солнца» Наума Грановского в Фотогалерее им. Братьев Люмьер [Электронный ресурс]. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.museum.ru/N23980
- Наум Грановский в Центре фотографии им. братьев Люмьер [Электронный ресурс]. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://amphre.livejournal.com/4766.html
- Данила Варенников. Американский модернизм в объективе Эзры Столлера [Электронный ресурс]/Д. Варенников. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.interior.ru/art/4379-amerikanskij-modernizm-v-obektive-ezry-stollera.html
- «Эзра разберется»: Понять и снять модернизм [Электронный ресурс]. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://birdinflight.com/ru/pochemu_eto_shedevr/20180913-ezra-stoller.html
- Высоков Андрей. 16 мая 1915 года родился знаменитый американский фотограф Эзра Столлер [Электронный ресурс]/А. Высоков. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.photoisland.net/pi_hist_text.php?lng=1&hist_id=236
- Поймать свет: архитектура Ле Корбюзье в объективе Люсьена Эрве [Электронный ресурс]. – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.laprairie.com/ru-ru/editorials-article?cid=shape-of-light
- Краткий экскурс в архитектурную фотографию от Юрия Пальмина [Электронный ресурс]. – электрон. журнал – Режим доступа: https://strelkamag.com/ru/news/palmin
- История Одного Фотографа: Люсьен Эрве [Электронный ресурс]. – видео материалы. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=q_Vpmazmb1k