Секреты профессиональной фотосъемки динамики строительства
Профессиональная фотосъемка динамики строительства
объектов недвижимости имеет свои особенности и тонкости, касающиеся не только самого процесса создания фотографий, но и соблюдения техники безопасности, а также понимания общей технологии строительства. Однако данный вид фотосъемки не лишен своей творческой составляющей и требует от фотографа еще большей внимательности к деталям и тонкого чувства прекрасного, даже в таком, на первый взгляд не самом живописном месте, как стройка. Попадая на строительный объект, наблюдаешь, как буквально повсюду разворачиваются интересные сюжеты: слаженная командная работа людей, взаимодействие человека и техники, и самое главное – создание новой городской структуры, нового пространства для жизни.
Основная задача фотографа четко и информативно донести все эти процессы до широкого круга людей, показать, как продвигаются этапы строительства, как соблюдаются технологии и техника безопасности. Таким образом, можно выделить несколько обязательных направлений для фотосъемки динамики строительства на разных стадиях:
- Общие кадры площадки строительства и котлована/построенных корпусов (ракурсы с земли);
- Кадры существующих корпусов и стройплощадки с высоты уже построенных этажей (как правило, оптимальная высота 6-8 этаж или последний, если есть возможность подняться);
- Кадры с работающей техникой и строителями, соблюдающими все требования безопасности (каски, отражающие жилеты и т.д.);
- Крупные и средние планы деталей конструкций (детали фундамента, каркаса, опалубки, армирования, отделки фасадов, оконных блоков и т.д.), а также рабочих процессов (сварка, кирпичная кладка и т.д.);
- Кадры осуществления внутренних работ, лестничных клеток, строительства подземных частей зданий, инженерных систем и т.д. (по необходимости);
- Кадры благоустройства и малых архитектурных форм (если есть).
Как можно заметить, в зависимости от целей, в общем смысле фотографии будут отличаться по плановости (общий, средний или крупный) и ракурсу (относительно уровня земли). Преобладающими будут являться общие планы, так как они наиболее информативны и лучшим образом отражают динамику строительства, однако интересно будут смотреться и более крупные планы, там, где это уместно, которые лучше передают атмосферу и сам процесс.
Художественные приемы и композиция в кадре
При проведении фотосъемки динамики строительства фотографом могут использоваться те же художественные приемы и основы композиции, что и при любой другой фотосъемке. Однако я для себя выделила следующие, которые, на мой взгляд, наилучшим образом раскрывают красоту возводимого архитектурного пространства.
- Поиски интересного освещения. Это может быть контровой свет, блики солнца или тени, создающие эффектный узор.
- Фрейминг. То есть помещение объекта съемки в условную рамку из других объектов. Очень выразительный прием, помогающий выделить главное.
- Плановость (воздушная перспектива). Выделение в кадре сразу нескольких планов (крупный, средний и общий), что позволяет передать глубину изображаемого пространства.
- Симметрия в кадре. Создание такой композиции, при делении которой пополам, обе ее части будут уравновешены. Это «классика жанра» и беспроигрышный прием в архитектурной фотографии.
- Перспектива в кадре. Эффект глубины пространства достигается направлением линий, сходящихся в одну точку.
- Соблюдение вертикалей (там, где художественным замыслом не задумано другое). Визуальных искажений удается избежать, если отойти на значительное расстояние от объекта, однако, эффект «как на ладони» оправдывает все приложенные старания.
- Поиск интересных ракурсов. Взгляд на объекты с положения, отличающегося от привычного уровня глаз человека. Например, чуть ниже для объектов, на которые мы привыкли смотреть сверху, как на это колесо на примере. И, наоборот, если мы привыкли смотреть на объект снизу вверх, то ракурс с высоты будет смотреться наиболее эффектно (как на фото с краном).
- Широкий угол. Использование наименьшего фокусного расстояния позволяет сделать кадры с изображением, приближенным к полю зрения человека.
- Эффект присутствия. Достигается «подглядыванием» из-за других объектов, находящихся вне зоны глубины резкости.
Следующие приемы не совсем относятся к художественным или композиционным. Скорее, это про наблюдательность и личностные качества самого фотографа, но о них также хочется упомянуть, как о неотъемлемой части фотографии.
- Изображаемое пространство. При проведении фотосъемки объектов недвижимости важно задействовать не только ограниченную территорию участка строительства, но и окружающую среду в общем градостроительном контексте. Часто можно наблюдать расположение бульваров, храмов и других градообразующих единиц относительно объекта. Например, на объекте ЖК «Фонвизинский» с верхних этажей, на которые можно подняться на лифте, открываются прекрасные виды на город, и такую яркую доминанту, как башня Останкино. В этом же пункте хочется упомянуть о необходимости оставлять воздух в кадре.
- Взаимодействие с людьми. Хоть это и не ключевой момент при фотосъемке объектов недвижимости, но такой подход поможет сделать кадры более естественными и живыми, а зрителю посмотреть на процесс строительства, как на часть жизни.
- Внимание к деталям. Например, характерные атрибуты, такие как рабочие инструменты и инвентарь, могут рассказывать нам свои истории в образах, повествуя о том, что было или будет происходить. Таких кадров должно быть немного, но они добавляют интереса и атмосферности фотосъемке в целом.
Это только некоторые моменты, на которых захотелось остановиться подробнее, на самом деле их гораздо больше и, чаще всего, мы можем обнаружить, что любая фотография – это сочетание нескольких приемов одновременно.
Обработка фотографий
Следующий важный этап после самой съемки – это обработка отснятого материала. Все фотографии обязательно снимаются в формате RAW. Это такой формат файлов, который содержит в себе всю необработанную информацию, полученную с матрицы. Так называемый «сырой» формат. Он дает больше возможностей по обработке фотографий, чем формат jpeg и, в связи с этим, более качественный результат.
Базовая обработка фотографий состоит из настроек по цветокоррекции, кадрированию, выравниванию перспективы, а также детализации полученных снимков.
Цветокоррекция – это настройки цветового тона, экспозиции, контрастности и насыщенности. Настройка цветового тона – это работа с балансом белого и легкое тонирование, если это необходимо. Настройка экспозиции и контрастности – это работа с общей светлотой кадра, а также с его светлыми и темными участками, в частности. Настройка насыщенности – это регулировка интенсивности передаваемых оттенков.
При помощи настроек резкости и четкости я немного добавляю детализации и фактурности снимкам.
Кадрирование помогает лучше сформировать композицию, а выравнивание исправить искажения, которые передает объектив.
Для ускорения процесса можно использовать пакетную обработку, однако, даже в пределах одной локации, условия съемки всегда меняются в зависимости от освещенности, поэтому настройки каждого кадра лучше корректировать вручную. В качестве примера приведу яркий пример фото до и после обработки, на котором видны все изменения настроек, о которых говорилось выше.
Вывод
Для профессиональной фотосъемки динамики строительства объектов недвижимости фотографу необходимо обладать определенными навыками и знаниями. Грамотно используя их в своей профессиональной деятельности, он может создавать фотографии, которые будут не просто доносить сухую информацию о ходе строительства, но также помогут зрителю лучше погрузиться в процесс и увидеть его изнутри. Фотограф, проводя свою съемку ежемесячно, сам становится участником происходящего, наблюдая превращение стали и бетона в жилые дома и красивое благоустройство.
Автор текста и фото: Алексеева Екатерина.